ЦРКК » О Центре » Основной доклад
на правах рекламы

Основной доклад

Автор: kamviz от Вчера, 00:54

Заочная   научно-практическая  конференция «Роль делового сообщества в социально-экономическом развитии Камчатского края». Основной доклад "О социально - экономическом  развитии Камчатского края".






Сегодняшнее мероприятие замечательно тем, что является первым мероприятием в формате «диалог бизнеса и власти» в новом   году. Не менее замечательно оно и тем, что по своей сути, исходя из темы Конференции, является, без преувеличения можно сказать, первой попыткой реализации практических механизмов усиления участия делового сообщества Камчатки в общественном развитии. По мнению камчатских предпринимателей, прошли те времена, когда малому и среднему бизнесу была нужна только финансовая поддержка со стороны власти или разговоры на «завалинке» о том, как им мешают работать административные барьеры. Сейчас предприниматели понимают, что их потребности гораздо шире - знать каковы перспективы развития бизнеса в Камчатском крае и достижение паритета в принятии решений, влияющих на развитие предпринимательства. Проявление такой инициативы продиктовано несколькими обстоятельствами:

-    оценкой социально-экономического развития Камчатского региона;

-   оценкой государственной политики в отношении социально - экономического развития Дальнего Востока России в целом, и Камчатского края в частности;

- оценкой социальной и преобразующей роли бизнеса.

 

Анализ социально-экономического развития Камчатского края   показывает, что региону в последние годы присущ некоторый рост. Наблюдающаяся незначительная положительная динамика основных экономических показателей   в целом по территории за 2024 год дает возможность говорить о продолжающемся отставании экономического роста в Камчатском крае от других дальневосточных регионов. При общих положительных тенденциях в нашей экономике по-прежнему много системных проблем:

-  низкий рост уровня доходов населения по отношению к общероссийскому;                                                                                          -  соотношение доходов населения к прожиточному минимуму;

-  ограничения мер социальной поддержки населения;                                                                                                                                    -  рост доли населения с доходами ниже прожиточного минимума;                                                                                                             -  высокий уровень официально зарегистрированной безработицы;  

- увеличение темпов роста индексов потребительских цен.Существенно выросли цены на хлеб, молоко, молочную и вино- водочную продукцию, темпы роста индекса потребительских цен на платные услуги превысил общероссийские на 1,5 процентных пункта. Отпускные цены предприятий-производителей пищевой продукции за также выросли.   Такое повышение обусловлено прежде всего высокими энерготарифами, что снижает  конкурентоспособность продукции местных товаропроизводителей, продукция вытесняется более дешевой, завозимой из других регионов РФ и импортной;

- степень износа основных фондов крупных и средних предприятий в Камчатском крае  приближается к 50%. В большей степени изношены основные фонды образования, организаций рыболовства   в сельском хозяйстве, производства и распределения электроэнергии   строительства,   судоремонта,   износ машин и оборудования   транспорта.  Коэффициент обновления основных фондов сложился на уровне 3,5 %. Среди всех проблем, имеющих место на текущем этапе развития, две проблемы,  влияющие на развитие экономики Камчатского края - энергетическая и транспортная.

 

В 2024 году среднеотпускной тариф на электроэнергию для предприятий в Камчатском крае  и для населения   остается довольно высоким.. Следствие - создание инфраструктурного блока для развития промышленности региона, высокая стоимость жизнинизкий инвестиционный рейтинг региона.

 

Транспортная проблема включает в себя как относительную низкую степень транспортной доступности Камчатки, так и крайне неразвитую транспортную систему самой территории. Следствие - создание инфраструктурного блока для развития таких отраслей как туризм, горнорудная промышленность, перемещение населения, трудовых и материальных ресурсов, что также является сдерживающим фактором развития экономики.

 

Сложившаяся динамика экономического развития, положение в сфере занятости, уровень и качество жизни населения обуславливают в конечном итоге демографическую ситуацию в регионе. Начавшееся  несколько лет назад снижение населения не останавливается до настоящего времени,  общих потерь населения Камчатской области, миграционная активность населения в 2024 году увеличилась на 6,2 % от уровня предыдущего года. Естественный прирост в свою очередь, перестал компенсировать миграционные потери.

 

Численность трудовых ресурсов в 2024 году сложилась на уровне 230,0 тыс. человек. Доля трудовых ресурсов в численности постоянного населения 70,7 %. Что очень показательно, доля пенсионеров в общем количестве занятых в экономике составляет 22,4 %. Каждый пятый работающий - пенсионер. Это говорит об одном - население стареет. А еще это говорит о недостаточности пенсионного обеспечения.  

Само собой разумеется, перечисленные выше демографические показатели и положение с трудовыми ресурсами, создают серьезную проблему сейчас, и тем более в перспективе.

 

Учитывая все большее обострение демографических проблем, следует серьезно подумать, кто через 5-10 лет станет основным участником экономических отношений в Камчатском крае. Сможет ли население края обеспечить рост промышленного производства. Этот вопрос не может не беспокоить представителей бизнеса, успех деятельности которого  обуславливается наличием квалифицированных кадров, наличием потребительского рынка.

 

Говоря об этом,  необходимо  сказать и о самом малом бизнесе Камчатки. На конец 2024 года общее количество малых предприятий   увеличилось  по сравнению соответствующем периоде позапрошлого года  Основная причина увеличения числа малых предприятий   явилось появление такой     составляющей, как самозанятые  предприниматели.

 

  Большая часть индивидуальных предпринимателей сосредоточена в г. Петропавловске-Камчатском   значительное количество действует   в Елизовском   и   в Усть-Камчатском  округах. Однако многие малые и средние предприятия закрылись, что    сказалось на сокращении количества субъектов предпринимательства. Снизилась и среднесписочная численность работников, занятых на постоянной основе в малом бизнесе. На условиях договоров подряда и других договоров гражданско-правового характера  также   произошло снижение привлечения.  В основном малые предприятия и индивидуальные предприниматели заняты в сфере торговли. Менее значительное место в общем количестве малых предприятий и индивидуальных предпринимателей занимают предприятия обрабатывающих производств, операций с недвижимостью, рыболовства, транспорта и связи, сельского хозяйства. Соответственно идет снижение их экономических показателей, особенно в обработке и сельском хозяйстве. Нельзя сказать, что причины такой диспропорции непонятны. Это и высокая стоимость энерготарифов, проблемы с инвестициями, налоговая нагрузка, дефицит квалифицированных кадров, необходимых в производстве, износ основных фондов, ограниченный доступ к основным средствам, отсутствие микрофинансирования.

 

 О проблемах развития бизнеса можно говорить  долго. Еще предстоит целый ряд докладов по отдельным отраслям, где проблемы и предложения по их устранению будут подробно изложены.

 

 Необходимо  сказать, что несмотря на неблагоприятную ситуацию, иногда в крайних проявлениях, представители делового сообщества полагают, что в Камчатском крае еще сохраняется потенциал позитивных преобразований. Доля людей, обладающих образованием, квалификацией, энергией, желанием жить и работать на Камчатке, все еще достаточна велика. Этого, в общем достаточно для создания «критической массы», способной обеспечить модернизационный прорыв и вовлечь в него остальное население.

 

Но с учетом сложности и масштабности проблем, существующих в Камчатском крае, с его специфическими особенностями, не следует надеяться на то, что модернизационный прорыв в Камчатском крае может быть обеспечен силами исключительно частного бизнеса. Ключ к успеху - в продуктивном сотрудничестве и взаимодействии частного бизнеса и государства. Оценивая государственную политику в отношении Дальнего Востока в целом и Камчатки в частности, можно сказать, что несмотря    на    то, что   политика    как    бы    есть,   ощутимых изменений    в Дальневосточном регионе, а особенно на Камчатке,  пока  мало.  Только лишь в последние годы после принятия   ряда программ  развития Дальнего Востока,   ситуация  несколько улучшилась.

  

   Губернатор Камчатского края  в одном из своих выступлений сказал, что   во многом эффективность работы государственной власти края   подкреплена региональной   стратегией развития края до 2030 года, позволяющей в том числе, оперативно оценивать социально-экономические последствия принимаемых решений, а также активное участие в национальных проектах.

 

Учитывая это, бизнес-сообщество Камчатского края должно, на наш взгляд определиться,  каким образом  оно будет участвовать в этом процессе, какую роль выберет бизнес в развитии края - направляющую, модернизирующую, развивающую или роль ожидающего - куда кривая выведет. Проявит ли бизнес- сообщество активный интерес к тому, что предстоит Камчатке - обладающей огромным ресурсным потенциалом, уникальными природными условиями, пока еще самыми крупными запасами рыбных ресурсов, пока еще имеющимся трудовым и научным потенциалом :

 - стать органической частью развивающегося сообщества регионов России, эффективно вписавшейся в экономические процессы страны;

- либо  стать     «размытой  периферией»  России  с  туманной перспективой.

 

 Региональная власть и  бизнес   выбирают первое и предлагают всему деловому сообществу консолидироваться для формирования позиции бизнеса в определении вектора социально-экономического развития Камчатского края, а также для того, чтобы вызвать ответственность со стороны государства и самого бизнеса.

 

Какова же наша позиция? Прежде всего, в распределении общественных ролей государства и бизнеса в общественном развитии,  но нашему мнению, роль региональной власти должна заключаться в следующем: это обеспечение реального приоритетного внимания к территории с учетом всех ее особенностей: географических, климатических, геополитических, социально-экономических, демографических.

 

Считаем, что привлечение такого внимания возможно через активное участие в реализации стратегии  ускоренного социально-экономического развития Камчатского края, основанной на понимании того, что, несмотря на то, что Камчатский край всего лишь подсистема в системе национальной экономики, в России теоретически невозможны однообразное экономическое пространство, однообразная экономика, в силу многообразия природных, социально-экономических, геополитических и иных условий развития, требующих различий в организации экономических процессов.  


Дальний Восток сам по себе настолько разнообразен по вышеуказанным признакам, что исключает, даже теоретически, однообразную экономику и единые правила развития даже внутри региона. Важнейшее, основополагающее значение, в этой связи, имеет принятие Федеральных законов, утверждающих главные стратегические позиции государства в вопросах о значении, роли и месте Камчатского края на долгосрочную историческую перспективу. На этой основе должна быть утверждена система стратегических целей и тактических задач государства по развитию Камчатского края, система приоритетных функций, которые государство будет реализовывать здесь, с учетом реально существующих в регионе в настоящее время обстоятельств.

 

В качестве исходной информации для этого, обществу самому необходимо определиться, какие перспективы есть у Камчатского края и, что необходимо признать приоритетами:

- сосредоточиться на более эффективном развитии рыбопромышленного комплекса, включающего добычу, глубокую переработку рыбных ресурсов и создании инфраструктуры торговли рыбопродукции, например через первичную продажу промысловых уловов на оптовой бирже, доказавшей свою эффективность во многих странах, развитие судоремонта;

-  или эффективно развивать освоение недр Камчатского края,  которыми одарила природа. Их освоение требует колоссальных инвестиций, которые возможны только в рамках частно-государственного партнерства. В этом направлении уже есть конкретные шаги  на примере добычи ископаемых,  в частности, золота,    потому что в настоящее время на Камчатке выявлено 10 месторождений и 22 перспективных участка коренного золота.

 

Все это замечательно, но закономерно возникает вопрос - будут ли при этом учтены и защищены интересы населения Камчатского края, заложены ли в эти проекты такие аспекты, как расходы на социальное обустройство территорий, развитие малого и среднего бизнеса, производств, не связанных с добычей сырья. Благодаря национальным проектам, в этом плане делается многое, но еще недостаточно.

 

Еще одна отрасль, на которую всегда делались ставки - туризм. При имеющейся инфраструктуре, необходимо определиться о каком туризме идет речь -экстремальном или нормальном в его обычном понимании, т.е связанным с комфортом. В мире не так уж и много людей, готовых пожертвовать общечеловеческими ценностями - деньгами и комфортом, чтобы рассчитывать на туристский бум без огромных вложений в эту отрасль.

 

Кроме перспективных направлений развития экономики Камчатского края, здесь должны развиваться все остальные отрасли, необходимые для жизнеобеспечения населения во всех смыслах. 

 

С учетом этого, первоочередные меры, которые должны быть предусмотрены в про программах этого года следующие: законодательное закрепление системы правовых и экономических механизмов, исключающей не соответствующее государственным интересам развитие событий. Так, если интересам России соответствует развитие Камчатского края, сохранение и закрепление населения, улучшение качества его жизни, то необходимы:

1.разработка механизмов и мероприятий, обеспечивающих реализацию намеченных приоритетов, с учетом состояния инфраструктуры и ресурсной базы отраслей, а также ресурсного обеспечения предлагаемых решений;                                                                   2.решение энергетических и транспортных проблем края, в том числе повышенных энергетических и транспортных тарифов, определяющих повышенный уровень себестоимости продукции в регионе;

3.Подготовка проектов создания на территории Камчатского края особых экономических зон технико-внедренческого и, портового типа;

4.выравнивание инфраструктурной обеспеченности и компенсация повышенных затрат на содержание инфраструктурных объектов, которое должно создать сопоставимые с другими российскими регионами условия для приложения капитала и повышение инвестиционной привлекательности региона;                                                                                             5.стимулирование функционирования и развития сектора отраслей, обслуживающих приоритетные отрасли;

6.развитие сельского хозяйства, включая принятие программы мер по защите местных производителей пищевой и сельхозпродукции от демпинговых внешних поставок, вызывающих снижение конкурентоспособности продукции местных производителей и вытеснение местных товаропроизводителей;

7.создание мотивации инновационного развития предприятий;

8.принятие программ по созданию благоприятных условий для кредитования малого бизнеса, участие в правительственных программах по созданию региональных гарантийных фондов;

9.обеспечение региональной программы по поддержке и развитию предпринимательства в Камчатском крае;  

10.развитие инфраструктуры предпринимательской деятельности;

11.построение эффективной социальной системы.

 

  Решение этих задач, а особенно построение эффективной социальной системы, невозможно без участия делового сообщества. Бизнес - один из немногих общественных институтов, способный эффективно работать с личной и общественной энергетикой, способный выполнять модернизирующую и социальную роль. Активное участие бизнеса в общественном развитии является необходимым условием устойчивого ведения бизнеса и фактором повышения социальной стабильности и уровня жизни общества.

 

 Одним из важных вкладов делового сообщества в общественное развитие края является социальная ответственность. Тема социальной ответственности бизнеса в последнее время стала все чаще подниматься в обществе. Практика социальной ответственности бизнеса, к сожалению, развивается значительно медленнее, чем наша готовность говорить о ней. Дискуссии показали, что в России нет стандарта понятия «социальная ответственность бизнеса» и каждый понимает это по-своему. 

 

 Многие бизнесмены считают, что их социальная ответственность состоит только в том, чтобы организовать рабочие места, обеспечить своим сотрудникам достойную зарплату и платить налоги. На самом деле, даже эти задачи бизнес выполняет не в полной мере: процветающая практика неформального трудового найма, которая свидетельствует о социальной незащищенности работника, «конвертная» система выплаты заработной платы, снижающая налоговые поступления в бюджет и лишающая работников возможности в будущем на получение реально заработанной пенсии, выплата заработной платы ниже прожиточного минимума, установленного в регионе, откровенная неуплата налогов, постоянное, и иногда необоснованное, повышение цен на товары первой необходимости, выпуск некачественной продукции и услуг -  все эти явления имеют место на многих предприятиях. И это недопустимо, потому что первая «заповедь» социальной ответственности работодателя - соблюдение законов и норм общественной жизни.

 

Забота о материальном положении работников и повышение качества жизни населения - это необходимый, но не единственный способ бизнеса проявить социальную инициативу. Положительно влияние бизнеса на общественное развитие могут оказать такие социальные инициативы как развитие экономической инфраструктуры, посредством инвестирования средств в создание новых производств, независимых инновационных фондов, фондов кредитования малого бизнеса, общественных организаций, ориентированных на развитие правовой системы, развитие и поддержку предпринимательства.

 

Одна из насущных задач социально ответственного бизнеса - способствовать  развитию   и   совершенствованию   человеческого потенциала. Все говорят о катастрофической нехватке квалифицированных кадров, прекрасно зная, что в стране разрушена государственная система профессиональной подготовки кадров. Бизнесу необходимо активно включаться в процесс подготовки специалистов, если он заинтересован в своем развитии. Формы могут быть разные - от создания регионального центра рабочих кадров до персонального обучения студента по конкретно необходимой специальности. Только таким образом можно выйти на оптимальный баланс коммерческой и социальной составляющей его деятельности. К удовлетворению, работа в этом направлении уже ведется Центром "Мой бизнес" и другими структурами.

Подводя итог доклада на тему роли делового сообщества в социально-экономическом развитии региона,  необходимо сделать вывод: состояние экономики Камчатского края, качество жизни нашего населения, модернизационные вызовы, стоящие перед нами, не могут быть преодолены усилиями какого-то одного общественного института. Только совместная созидательная деятельность всего общества способна решить задачу ускоренного развития Камчатки. Однако для этого необходимо, чтобы роли общества и государства, в лице региональной власти, не были противоречивы.



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий
Цитата
  • Группа: Администраторы
  • ICQ: {icq}
  • Регистрация: 31 января 2024, 16:18
  • Статус: Пользователь Онлайн
  • комментариев
  • публикаций
^
Жители Дальнего Востока оценили итоги 2024 года для своих компаний

Жители Дальнего Востока оценили итоги 2024 года для своих компаний. 29% жителей считают, что 2024 год негативно отразился на деятельности их компаний, . Среди них 15% оценивают это влияние как «скорее негативное», а 14% — как «однозначно негативное».

Чаще всего такие ответы давали сотрудники в возрасте от 24 до 34 лет (41%), от 35 до 44 лет (37%) и от 45 до 54 лет (33%). Молодёжь и пожилые сотрудники реже отмечали негативное влияние: среди респондентов в возрасте от 18 до 24 лет таких было 29%, а среди тех, кому 55 лет и больше, — 26%,

Позитивные изменения в компаниях отметили лишь 6% опрошенных жителей ДФО. В целом по России таких респондентов 5%. Большинство жителей Дальнего Востока (47%) считают, что события 2024 года никак не сказались на работе их компаний. Это соответствует общему показателю по стране (41%).

Сокращения в компаниях

64% жителей ДФО сообщили, что в их компаниях не было сокращений в 2024 году. Однако 19% подтвердили факты увольнений. Из них 10% отметили, что увольняли массово, а 9% — выборочно. Остальные 17% затруднились ответить. Чаще всего о массовых сокращениях сообщали менеджеры по продажам (13%) и ИТ-специалисты (11%).