Заочная научно-практическая конференция «Роль делового сообщества в социально-экономическом развитии Камчатского края». Пленарный доклад «Основные направления развития инвестиционной привлекательности туристской индустрии Камчатского края».
Политикой правительства России развитие въездного и внутреннего туризма определено как одно из приоритетных направлений туризма. Въездной и внутренний туризм способствуют ввозу денежных средств на территорию России, привлечению инвестиций в развитие инфраструктуры в регионах, созданию новых рабочих мест и как следствие улучшения качества жизни населения в регионах.
Ввозимые туристами денежные средства в качестве оплаты за тур распределяются между различными отраслями экономики России. Это услуги: авиационных, автомобильных и морских транспортных компаний, услуги гостиничного хозяйства, включая бытовые услуги, услуги общественного питания, ресторанного бизнеса и предприятий торговли, услуги связи, музеев, предприятий культуры и спорта, услуги природных парков и заповедников, оплата различных государственных пошлин и иных платежей за пользование природными ресурсами, объектами животного мира и водных биоресурсов, оплата за сувениры, издательскую, кино, видео – продукцию. Предприятия указанных отраслей платят налоги, а население, прямо или косвенно занятое в обслуживании туристов, получает заработную плату, за счет которой оплачивает услуги коммунального хозяйства, водо- и тепло снабжения, приобретают различные товары, платят за обучение детей и т.д.
Именно поэтому развитие въездного и внутреннего туризма на территории Камчатского края следует рассматривать как одну из важнейших отраслей, способствующей пополнению бюджетов различных уровней, в том числе и Камчатского края.
На Камчатке нет богатого культурно исторического наследия, по климатическим условиям здесь не возможно развитие курортного туризма. Основными туристскими ресурсами Камчатки является экологически чистая и уникальная природа, которая существует в первозданном виде, чем и привлекает внимание огромного количества российских и иностранных туристов.
По состоянию на сегодняшний день фактически туристскую деятельность на территории Камчатского края осуществляют 85 туристских компаний и индивидуальных предпринимателей, большинство из которых (более 80%) осуществляют свою деятельность по въездному и внутреннему туризму (прием и обслуживание на территории края российских и иностранных туристов).
Практически все предприятия туристской инфраструктуры относятся к сфере малого и среднего бизнеса. Интерес к Камчатскому краю растет и у отечественных, и у зарубежных туристов. Чаще других в недалеком прошлом приезжали туристы из: США, Японии, Великобритании, республики Корея, Канады, Германии, Австралии, Швейцарии и др. Десять лет назад на долю перечисленных стран приходилось более 80% всех иностранных туристов, посещающих Камчатку. Сегодня картина несколько поменялась, но интерес к Камчатке не сократился.
Большинство туристов из зарубежных стран привлекает экологический туризм – то есть активный, познавательный отдых в дикой природе, с элементами этнографического тура, возможность организации любительского спортивного рыболовства. Данный туристский продукт широко представлен камчатскими туроператорами. Следует отметить, что потенциал Камчатского края по части организации приема и привлечения туристов далеко не исчерпан. Общеизвестно, что число граждан из этих стран на Камчатку стремительно растет. Весьма перспективным источником туристских потоков в регионы Дальнего Востока, в том числе на Камчатку Республику Корея и Китай.
Туризм на Камчатке носит сезонный характер. Май – охотники, июнь – рыбаки, июль-август-сентябрь: туристы, рыбаки, охотники. В настоящее время камчатские турфирмы принимают на Камчатке порядка 38 – 40 тысяч туристов ежегодно.
Если принять за среднюю стоимость тура 500 долларов, то валовой доход от въездного туризма составляет порядка 500 млн. рублей. Эти деньги реально оседают на Камчатке (в средствах размещения, общественного питания, транспортных предприятий, сувенирной промышленности, культурно-развлекательных учреждений и др. услуг)
Эта цифра могла бы быть гораздо выше, если бы не проблемы, которые мы сегодня предлагаем к обсуждению данному собранию.
Транспортная составляющая.
Единственными видами транспорта, которые связывают Камчатку с большой землей, являются авиа и морские сообщения. Раньше основными пассажирами рейсов авиакомпании «Магаданские авиалинии», выполнявшей полеты по маршруту Анкоридж – Магадан – Петропавловск-Камчатский, являлись туристы, в основном рыбаки и охотники, прибывающие на Камчатку на одно и двухнедельные туры. Партнерские отношения выстраивались годами: это и совместная реклама туров, участие в крупнейших специализированных выставках по привлечению на Камчатку рыбаков, а значит и привлечение иностранной валюты в регион, создание рабочих мест, строительство и обустройство рек, преграда для браконьеров.
В настоящее время охотники и рыбаки вынуждены лететь на Камчатку через Москву Владивосток и Хабаровск. А это несколько дней пути в одну сторону, поэтому многие туристы этой категории отказались от Камчатки и ушли в другие регионы или страны. По самым скромным подсчетам Камчатка потеряла более 500 рыбаков и охотников, без учета осенней охоты, а значит и дополнительных поступлений в бюджет края. Для увеличения потока японских, американских туристов и туристов из других регионов на Камчатку раньше наиболее действенным была организация прямых авиарейсов из этих стран на период туристского сезона.
Туристские компании организовывали и принимали чартерные рейсы из Японии и Кореи. Из этих стран ежегодно к нам прибывало порядка 15 чартеров. Кроме того, к берегам Камчатки ежегодно подходили 10-15 круизных морских лайнеров с иностранными туристами на борту, которые, сойдя на берег и ознакомившись с достопримечательностями Камчатки, возвращаются на родину воздушным сообщением через аэропорт Елизово, и также воздушным путем через аэропорт Елизово прибывали новые группы участников морских круизов, чтобы начать свое путешествие на борту лайнера из Петропавловска-Камчатского. Мы делаем экскур в прошлое для того, чтобы еще раз обозначить большие возможности для развития туризма.
Пропускная способность погранично-пропускного пункта международного сектора аэропорта Елизово составляет 50 человек/в час. При использовании воздушных судов типа аэробус с 200 туристами на борту пограничные и таможенные формальности занимают порядка 4-5 часов на один рейс. Говоря о перспективах развития туризма, необходимо увеличить пропускную способность международного сектора до 150-200 чел./в час. Надеемся, эта проблема будет решена после ввода нового международного аэропорта по приему иностранных туристов, прилетающих чартерами, а также по направлению камчатских жителей чартерными рейсами на отдых за рубеж, а в будущем – по приему прямых рейсов. Само собой разумеется, для осуществления международных, воздушных перевозок необходимо сохранить международный статус аэропорта Елизово.
Сегодня билет на самолет компании «Аэрофлот» по маршруту Москва – Петропавловск в одну сторону стоит дорого. Немного найдется российских и иностранных туристов, пожелавших заплатить только за билет Москва-Петропавловск и обратно огромную сумму. Высокая стоимость на транспортную составляющую является одной из причин, по которой туристы, как российские, так и иностранные отказываются от туров на Камчатку, предпочитая другие регионы России, например Карелию, Иркутск.
Для увеличения потока иностранных и российских туристов путем использования современных воздушных лайнеров, стоимость перевозки на которых гораздо дешевле, чем на устаревших типах самолетов, повлияет произведенная реконструкция и ремонт взлетно-посадочной полосы аэропорта Елизово.
Развитие малой авиации.
После того, как на карте Камчатки появился новый регион – Камчаткий край необходимо начинать организовывать маршруты по всему полуострову. Потенциал бывшего Корякского автономного округа также огромен, как и бывшей Камчаткой области. Вместе – это очень привлекательный центр для туристов – экологов, этнографов, орнитологов, рыбаков.
Однако в настоящее время практически невозможно улететь в Палану, Оссору и другие населенные пункты бывшего Корякского автономного округа. Билетов в продаже практически нет. Записываться на билеты необходимо за несколько месяцев. В Петропавловске билеты продаются только в одну сторону туда, обратно билеты не гарантированы. Уровень качества услуг не соответствует стоимости билетов. Организацией дополнительных регулярных рейсов в период туристского сезона компании не заинтересованы. А это опять потери туристов.
К малой авиации относятся также вертолетные перевозки. На протяжении нескольких лет на Камчатке работает только одна компания «Камчатские авиалинии», она является монополистом вертолетных перевозок и диктует цены. Стоимость 1 полетного часа на грузопассажирском вертолете МИ8 в этом сезоне составляет не малые суммы, пассажирского вертолета с мягкими креслами они еще больше. Вертолет является основным транспортом по доставке туристов на объекты посещений и показа, охоты и рыбалки, которые в основном находятся в труднодоступных местах полуострова. Транспортные услуги являются основной составляющей стоимости тура. Отсюда высокие цены на туры и как пример, стоимость экскурсии в Долину Гейзеров. Посетить Камчатку – сегодня роскошь даже для богатых, что соответственно снижает уровень турпотока.
Морской транспорт и сообщение с пунктами Камчатского края.
Сегодня большой популярностью у туристов пользуются Командорские острова, которые имеют историческое значение и где можно наблюдать морских животных и птиц. Но морское транспортное сообщение малыми пассажирскими судами с пунктами Камчатского края, в том числе Командорскими островами, Северо-Курильском не осуществляется. Доставка на Командорские острова вертолетом обходится немыслимо дорого, да и по погодным условиям вертолет не всегда может вылететь туда и вовремя вернуться обратно. В результате, окруженный водами практически со всех сторон полуостров – не имеет теплоходов для организации круизов вдоль побережья Камчатки.
Камчатка представляет огромный интерес для международных круизных программ вдоль побережья Камчатки. Но для осуществления данного вида круизов необходим нормативно-правовой акт федерального уровня, регламентирующий порядок согласования и проведения круизных программ для иностранных туристов с высадкой в местах необорудованных для стоянки иностранных судов.
Вопрос реконструкции здания морского вокзала уже несколько лет как решен. Однако морской пассажирский пункт пропуска практически остается необорудованным, что создает каждодневную угрозу запрета захода круизных судов под иностранными флагами на Камчатку. В результате такого запрета регион лишился порядка 10-15 заходов круизных судов или до 5 тысяч иностранных туристов, а это опять упущенная прибыль. А таких судов в Петропавловск_Камчатский могло заходить больше.
Необходимо с учетом перспективы решать вопрос обустройства пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенных на территории Камчатского края – «Пункт пропуска аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово)», « Морской пассажирский пункт пропуска Петропавловск-Камчатский».
На территории Камчатского края работают рыбодобывающие, горно-рудные, строительные, туристские компании. И всех нас связывает то, что работаем мы на основе природных ресурсов. Поэтому мы должны беречь и сохранять, то, что дает нам возможность развиваться и зарабатывать. Необходимо определить приоритеты, которые не под каким предлогом нельзя разрушать.
За последние годы выросли возможности для приема и размещения туристов, заметно расширилась сеть предприятий питания. Причем все это реализуется в рамках частной инициативы, без привлечения бюджетных средств.
На современном этапе крайне необходима модернизация и обновление материальной базы туризма. Особенно ощутим в регионе недостаток номерного фонда в гостиницах города и области летом в разгар сезона, в результате которого сдерживается число туристов в Камчатский край. В результате превышения спроса над предложением услуг по размещению туристов в последние годы ликвидность инвестиций в строительство, реконструкцию средств размещения несколько повысилась. Сегодня уже построены и продолжают строиться современные гостиницы. По самым скромным подсчетам в развитие инфраструктуры туризма предпринимателями разных отраслей вкладываются огромные деньги. Тем не менее, на территории области есть острая необходимость в строительстве гостиницы 4-5 звезд делового назначения, с конференц-залом, нужны также гостиницы туристического класса, построенные по международным стандартам.
Туристские компании, предприниматели инвестирую средства в развитие туристской инфраструктуры. За последние годы построены и строятся не только новые гостиницы, но и базы отдыха, торговые центры, современные кинозалы, боулинги, казино. Все, кто вкладывают деньги в развитие инфраструктуры, прекрасно понимают, что туризм будет всегда.
Однако в сравнении с сопредельными странами и российскими регионами уровень развития туристской инфраструктуры на Камчатке остается крайне низкой. Уровень инфраструктуры не отвечает и собственным природным возможностям развития туристкой отрасли.
Назовем основные тенденции развития туризма в регионе:
- Активный интерес к территории со стороны граждан азиатских стран;
- Рост количества прибытий туристов из стран Азиатско-Тихоокеанского Региона;
- Основной объем спроса на услуги гостиниц: май – сентябрь;
- Рост популярности таких услуг, как:
- экологический туризм,
- экстремальный туризм, круизы по Авачинской губе;
- сплавы по рекам;
- восхождения на вулканы;
- этнографические туры;
- горнолыжные туры.
Проблемы развития туризма:
- отсутствие туристской инфраструктуры в городе и поселках;
- отсутствие комплексного подхода при организации туристских услуг;
- ярко- выраженные сезонные колебания туристского рынка города и поселков;
- дефицит номерного фонда в летний сезон;
- нехватка пунктов питания достаточного уровня качества;
- отсутствие упорядоченной развлекательной и спортивной инфраструктуры;
- отсутствие системы мониторинга удовлетворенности качеством туристских услуг;
- отсутствие системы контроля предоставления туристских услуг;
- отсутствие целенаправленной маркетинговой и рекламной компании.
Камчатка мало известна за рубежом. Туристов смущает отсутствие категорий уровня сервиса в гостиницах, перечня развлекательных услуг, удаленность территории, отсутствие информированности о климате и природном ландшафте.
И не смотря на это, Камчатка является центром притяжения для экологического и экстремального туризма туристов всех стран мира. Турфирмы активно участвуют в выставках, все это говорит о стабильности развития этой отрасли.
Действительно настало время, когда необходимо определить приоритеты развития региона, а развитие туризма, одно из тех направлений, которое может пополнить казну города, каждого муниципального района, обеспечить занятость населения, а также будет способствовать развитию сопутствующих услуг.
Что мы можем сделать уже сейчас в г. Петропавловске-Камчатском.
Мы знаем, что городская администрация уделяет большое внимание благоустройству города. Но есть моменты, на которые хотелось обратить внимание.
- Необходимо постепенно убирать железные гаражи, которые мягко сказать приводят в изумление гостей нашего города.
- Беспокоит состояние памятников в исторической части города, смотровая площадка на объездной дороге, Никольская сопка, которые являются основными объектами показа как туристам, так и гостям нашего города.
- Постепенно убирать неопрятные киоски, торгующие пивом, хлебом, овощами, колбасными изделиями, которые не создают эстетическую привлекательность городу. Сегодня достаточно крупных торговых центров.
- Волнует судьба Халактырского пляжа, его будущее (ведется добыча песка). Это уникальное место отдыха горожан, и уже стало излюбленным местом туристов. В каждой программе пребывания обязательно присутствует экскурсия на Халактырский пляж. Мощь побережья, накат волны просто впечатляют туристов и не оставляет никого равнодушным.
В Елизовском районе также много перспективных направлений.
- Будущее Паратунской рекреационной зоны. Будет она местом отдыха, курортной зоной всех жителей и гостей полуострова или превратится вместе с сопкой Бархатной в еще один промышленный объект по добыче шлака.
- Поселок Сокоч давно требует к себе повышенного внимания администрации Елизовского района и поселковой администрации. Находясь на пути следования туристов ко многим туристским маршрутам Камчатки, он не создает образ Камчатки гостеприимной и привлекательной неопрятными туалетами, запыленной территории, на которой торгуют пирожками.
- Еще один негативный фактор – это стихийные свалки мусора. Они повсюду, и в Петропавловске на смотровых площадках, и в окрестностях города, и на территории Елизовского района. Необходимы жесткие меры административно воздействия.
Одним из путей привлечения интереса туристов, являются исторические, культурные, этнографические особенности края. Используя опыт организации маршрута «Золотое кольцо России», создается единый камчатский проект «По следам первопроходцев». Он включает как наземные, так и морские маршруты, базирующиеся на культурно туристических центрах в каждом районе. В контексте исторических событий эти центры создают сеть маршрутов, позволяющих познакомиться с прошлым и настоящим каждой территории, изучить культуру и быт коренных народов. Хорошим примером и прообразом такого центра является опыт Быстринского района. Там уже сегодня созданы ряд объектов и маршрутов, позволяющих постоянно увеличивать приток туристов. Естественно, такой проект может быть осуществим только под руководством краевой администрации с привлечением научной общественности, районных администраций. Продуманное, поэтапное финансирование поможет стимулированию создания туристской инфраструктуры в каждом районе.
А также бюджетное финансирование на продвижение Камчатки, как региона привлекательного для туризма. Необходимо определить приоритетные выставки и участвовать в них, как в России, так и за рубежом. Необходимо выделение денег для издания путеводителей по Камчатке. Камчатка будет узнаваема, а значит, сюда будет стремиться больше туристов.
Туризм всегда являлся спутником и катализатором развития профессионального и любительского спорта. Продуманное взаимодействие туркомпаний и спортивных организаций может не просто увеличить, а сделать камчатский туризм всесезонным. И опять же, основой этому могут стать спортивно-туристические центры. В лыжном спорте это база « Голубая лагуна», в горнолыжных дисциплинах – зимой: базы «Эдельвейс» и «Красная сопка» в г. Петропавловске и гора Морозная в Елизово; - летом подножие Авачинского вулкана. Большие перспективы открываются в связи со сториттельством туристического комплекса «Три вулкана».Гонки на собачьих упряжках и на оленях, на снегоходной технике и многие другие виды спорта должны стать составными частями центров, влиять на формирование их инфраструктуры. Объемы инвестиций в такие центры напрямую зависят как от спортивных особенностей, так и от туристских предпочтений.
В последнее время обновляется федеральное законодательство РФ. Что касается нормативно-правовой базы Камчатского края, которая разрабатывается на основе федерального законодательства, то хотелось бы, чтобы до официального принятия краевых законодательных и нормативно-правовых актов, они были тщательно продуманы и согласованы со всеми отраслями края, в том числе и туристской.