Заочная научнол-правкимческая конференция «Роль делового сообщества в социально-экономическом развитии Камчаского края». Пленарный доклад. "Развитие рыбохозяйственного комплекса. Проблемы и перспективы."
Ушедший високосный 2024 год для «рыбохозяйственного комплекса», как его обозначают руководители этого «комплекса», поистине оказался худшим за последнее годы новой капиталистической России. Особенно удручающие итоги финансовые -- как в целом по рыбной отрасли, так и по многим рыбодобывающим и рыбоперерабатывающим компаниям, фирмам и предприятиям.
Все это впервые прозвучало на отчетном годовом собрание ВАРПЭ, состоявшемся в Москве 5 декабря 2024 года в присутствии первых лиц, которые формировали «инвестквотовую» нормативно-правовую базу, политику по долгосрочному развитию рыбной отрасли и руководили ее практическим осуществлением. В докладе президента ВАРПЭ к.э.н. Г.С. Зверева было констатировано, что задолженность рыбной отрасли по кредитным договорам превысила 1,04 трлн рублей, прибыль снизилась на 26% по сравнению с прошлым годом и более 40% предприятий отрасли работают с убытком.
Добавим, что розничные цены на рыбу и рыбопродукцию выросли почти вдвое, а потребление ее населением страны едва достигает 14-16 кг/чел/год при рекомендованной норме Минздравом России в 28 кг/чел/год – то есть упало в ДВА раза.
Таких «рекордов» с отрицательными последствиями для населения страны не было за всю более чем столетнюю историю рыбного хозяйства России.
Кроме того, ухудшились финансовые показатели большинства рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятий, а количество убыточных компаний, фирм, предприятий, особенно среди малых и средних, продолжает стремительно расти.
Настораживает и то, что все это происходит, прежде всего, на минтаевом направлении, который обеспечивает более 40% годового вылова, производства пищевой рыбопродукции, выручки рыбной отрасли и формирует более 60% основного объема экспорта. Следовательно, в случае обвала экономики минтаевого промысла, произойдет обвал всей экономики рыбной отрасли страны.
Как подчеркнул в своем выступлении на собрании президент Ассоциации добытчиков минтая Алексей Буглак: «…если в прошлом году средняя рентабельность предприятий минтаевого сектора по чистой прибыли была 7%, а доля убыточных предприятий была 35%, то по итогам текущего года мы ожидаем, что эти показатели "просядут", и будет хорошо, если средняя рентабельность удержится на нулевой отметке и не уйдет в отрицательное значение, а доля убыточных предприятий, безусловно, вырастет».
Тревожным был и анализ экономико-социальных показателей по конкретным предприятиям. Так представитель одной из крупнейшей камчатской компании «Океанрыбфлота» Сергей Лобко, напомнил о том, что «…кризисные явления, происходящие сегодня в отечественной рыбной отрасли, во многом вызваны теми "стремительными и непродуманными" реформами, которые велись в отрасли последние несколько лет». В сложившихся условиях, по его мнению, "пережить" нынешний кризис удастся далеко не всем компаниям отрасли» и что пора определиться в каком направлении движется отрасль и если у нее долгосрочные цели».
Обращаю внимание, что все кто констатирует отрицательные финансовые показатели, сложившиеся в отрасли в последнее десятилетие, как и те, кто предлагает принятие различных мер по выходу из кризиса не указывают на главную, основную причины их возникновения.
А она, причина, лежит на поверхности. Это экономически необоснованная программа «инвестквот, аукционов на доли-квоты и платность ресурсов», навязанная отрасли ее инициаторами без достаточных экономико-финансовых обоснований. Таких новаций, как мною не раз упоминалась и в начале обсуждения целесообразности внедрения их в отрасль, нет ни в одной стране мира с развитым морским рыболовством и рыночными отношениями.
Пора признать, что основные экономико-социальные итоги прошедшего 2024 года, как и предыдущих, свидетельствуют о крахе «модернизации рыбной отрасли» посредством программы «инвестквот, аукционов на доли-квоты и платности ресурсов».
В этих условиях ВАРПЭ в своем Решении, по итогам рассмотрения возникшей кризисной ситуации, предлагает провести Научно-практическую конференцию по действующему законодательству в рыбной отрасли. В ходе ее предполагается осуществить анализ тех многочисленных поправок, внесенных в последние годы в Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. № 1бб-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». И на этой основе выработать рекомендации по их дальнейшему применению либо предложить такие поправки, которые позволят вывести отрасль из кризиса и придать ей устойчивое развитие.
Принято так же решение «… обратиться в Росрыболовство с инициативой о проведении в первой половине 2025 года V Съезда работников рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации и создании организационного комитета по его подготовке и предложить руководителю Росрыболовства Шестакову И.В. возглавить организационный комитет».
Подобное решение, принятое ВАРПЭ, - это наиболее оптимальный путь в сложившихся непростых условиях в отрасли и стране в целом для выработки комплексного решения тех противоречий, которые возникли между властью и представителями рыбного бизнеса. При этом всем участникам этой непростой ситуации следует помнить рекомендацию Президента России В.В. Путина о том, что надо не бояться признания прошлых ошибочных решений, но выявив их, следует принять меры по их исправлению. И нужно, прежде всего, исправлять законодательную основу того, что загнало сегодня отрасль в долговую «яму».
Что касается Камчатки, здесь кроме сегодняшних проблем остаются у рыбаков и старые, давнишние. Одной из главных проблем камчатских рыбаков является снижение сырьевых запасов и общее сокращение уловов на Дальневосточном бассейне. По сравнению с максимумом в лучшие минувшие годы уловы Дальневосточного бассейна сократились в 2,2 раза. тонн. Камчатские уловы за эти же годы сократились в 2.33 раза. В случае дальнейшего падения уловов последствия для экономики Камчатки будут гораздо разрушительнее чем для других субъектов РФ на ДВ, поскольку на Камчатке роль рыбной промышленности регионообразующая, а в других регионах нет.
Структура производственных мощностей в рыбной добыче и переработке имеют явные пост советские перекосы. Возможности вылова имеющимся добывающим флотом чуть ли ни в три раза превышают объем выделяемых квот. При этом доля высокотехнологичного современного флота крайне мала. Износ флота в среднем перевалил за 65%. В основном флот, техника и технологии начала 90-х годов давно морально и физически изношен. Все это на фоне развала судоремонта носит характер значительных и системных проблем.
Нет необходимости доказывать в нашей аудитории значительно большие трудности в обеспечении любой хозяйственной деятельности здесь на Камчатке по отношению к тем же уважаемым нами соседям например из Приморского Края. Мы имеем высокий по сравнению с другими областями уровень налогообложения, что снижает нашу конкурентоспособность, возможности инвестиций в развитие производства. И обрекает на вечное отставание от продвинутых регионов. Данные перекосы во всех цивилизованных странах регулируются уровнем налогов и сборов. Однозначно, что ставки за право пользоваться ВБР должны учитывать региональную специфику и должны быть снижены.
Сегодня наши чиновники нередко заявляют о начале подъема в рыбной отрасли. Ситуация скорее всего представляется шатким балансированием. И главной проблемой, является не старение фондов, развал судоремонта, отсутствие квот, а отсутствие квалифицированных специалистов на рынке труда.
Наша главная проблема - низкий уровень производительности труда, падение дисциплины, ответственности на производстве. Высшие и средние специальные учебные заведения полуострова ежегодно выпускают тысячи молодых специалистов - штурманов, механиков, технологов, матросов-мотористов, электромехаников, но на флот из них поступают единицы. В то же время сказывается отток трудоспособного населения с Камчатки который за последние годы вымел с полуострова десятки тысяч классных специалистов. Добавьте сюда ежегодный уход на пенсию значительного числа специалистов и мы с вами приближаемся к ситуации, когда мы просто физически не сможем осилить путину в рыбный год. И так, кадровое обеспечение рыбной промышленности через 1-2 года представляется просто катастрофическим. По данному вопросу необходимы к принятию самые срочные и радикальные меры, причем эта задача не только отдельных предприятий и Краевого уровня это проблема Федерального значения.
Кроме того, необходимо позиционировать на принципах разработанных Администрацией кпая все хозяйствующие субъекты, действующие в рыбной отрасли полуострова. Постоянно вести рейтинговые списки исходя из достигнутых ими производственных и экономических результатов, а так же социальной значимости для территории края (налоги, рабочие места, помощь муниципалитетам и.т.д.). Ежемесячно корректировать данные списки и публиковать их в СМИ.
Ассоциации, общественные объединения в рыбохозяйственном комплексе Камчатки на данный момент не могут осуществлять регулирующие функции. Воссоздание Рыбохозяйственного Совета, работающего открыто и гласно, позволило частично решить эту проблему, но не полностью.
Структура и соотношение крупного, среднего и малого бизнеса в рыбохозяйственном комплексе Камчатки не способствует повышению его конкурентоспособности и быстрому развитию. Процессы укрупнения идут слишком медленно. Нет необходимости принудительно "загонять всех в колхозы", но нужна позиция Администрации края по этому вопросу, причем на первом этапе годятся и неформальные объединения групп предприятий (в п. 5 если он будет реализован, можно учитывать их как одно целое). Затем возможно последуют слияния, образования холдингов.
Необходимо привести режим работы контрольных и разрешительных органов (их 18) в соответствие с режимом работы рыбной отрасли круглосуточно. Убытки от ожидания выполнения всевозможных формальностей исчисляются сотнями миллионов рублей. Принципы работы Министерства по рыболовству должны быть перестроены в пользу большей открытости, доступности каждому хозяйствующему субъекту, ответственности за принимаемые решения, своевременности, особенно при разработке регламентирующих документов распределении ресурсов. А самое главное, должно быть абсолютно равное отношение ко всем пользователям рыбных ресурсов.
Структура реформирования краевых государственных органов власти, отвечающая за экономику, безусловно должна быть продолжена. Ранее она была раздроблена на 8 структурных подразделений которые в свою очередь замыкались на различных заместителей губернатора и в целом их работа не носила системного характера -подобная схема не эффективна. Теперь картина несколько поменялась в лучшую сторону.поменялась. Многие регионы добились значительных успехов формируя во главе данного блока структуру экономического развития - направленную на тесное взаимодействие со всеми предприятиями и организациями различных форм собственности.