Концепция развития малого и среднего предпринимательства Камчатского края на период до 2035 года
Ведение
Настоящая концепция разработана в рамках реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательстве в Российской Федерации» и представляет собой систему взглядов на процессы и явления, происходящие в предпринимательстве Камчатского края, направлена на формирование единого комплексного подхода к решению проблем развития малого и среднего предпринимательства со стороны органов законодательной и исполнительной власти Камчатского края, районных муниципальных образований, территориальных органов федеральных ведомств, саморегулирующихся общественных организаций предпринимателей, средств массовой информации, субъектов базовых отраслей промышленности региона и бизнеса. В рамках Концепции определены стратегические цели, приоритеты, правовые, организационные и финансовые инструменты государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, систематизированы меры его государственной поддержки с точки зрения максимальной эффективности расходования бюджетных средств
Концепция развития учитывает необходимость совершенствования механизмов реализации государственной политики в области поддержки малого и среднего предпринимательства и ее более тесной увязки с общими задачами экономической и социальной политики Камчатского края на средне- и долгосрочную перспективу. Это предполагает усиление государственной поддержки малого и среднего предпринимательства с целью обеспечения благоприятного инвестиционного и финансового климата для его устойчивого развития, создания рациональной структуры экономики региона, более эффективного использования производственного, кадрового, научного, природного потенциала края, увеличения вклада малого и среднего предпринимательства в объем ВРП и доходы бюджетов всех уровней, формирования среднего класса, повышения занятости населения.
В основу положений Концепции развития малого и среднего предпринимательства Камчатского края на период до 2035 года легли также региональные проекты, такие как Стратегия социально-экономического развития Камчатского края на период до 2035 года, региональная государственная программа «Развитие экономики и внешнеэкономической деятельности Камчатского края»", Постановление Правительства Камчатского края «Об утверждении Порядка предоставления в 2024–2026 годах из краевого бюджета государственной финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в целях создания и (или) развития бизнеса на территориях отдельных муниципальных образований в Камчатском крае и проведения отбора получателей субсидии»", Закон Камчатского края "О развитии малого и среднего предпринимательства в Камчатском крае" и другие. При разработке Концепции использованы материалы Камчатского отделения государственной службы статистики, материалы проведенной Центром развития Камчатского края региональной научно-практической конференции «Роль делового сообщества в социально-экономическом развитии Камчатского края» (2025г.), мировой опыт развития малого и среднего предпринимательства, социально-экономические исследования состояния малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и, в частности, Камчатского края, анализ деятельности существующих объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства края.
- СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Малое и среднее предпринимательство как сфера экономической деятельности способно в силу максимальной адаптивности, самоорганизации и саморазвития при должной государственной политике регулирования и поддержки обеспечить наиболее быстрый и значительный социально-экономический эффект. Поэтому активизация действий государственных органов в части поддержки развития малого и среднего предпринимательства является в настоящее время более чем актуальной, а нерешенность назревших проблем в этой области может существенно затормозить экономический рост региона.
Малый и средний бизнес характеризуется высокой степенью риска, значительной зависимостью от инициативы и способности руководителя предприятия, финансовой и коммерческой неустойчивостью, низким уровнем финансовых резервов, ограниченностью основных фондов, сравнительно небольшим объемом хозяйственной деятельности, небольшой численностью работников и ограниченным числом управленческого персонала, значительным объемом привлеченных ресурсов, низкой фондовооруженностью труда и другими показателями, определяющими его экономическую неустойчивость.
Малое и среднее предпринимательство в Камчатском крае имеет свои характерные особенности, обуславливающие подходы к разработке направлений государственной поддержки этого сектора экономики. Географическое распределение субъектов малого и среднего предпринимательства имеет явное тяготение к Петропавловск-Камчатскому городскому и Елизовскому муниципальному округам, обладающими научно-техническим потенциалом, квалифицированными трудовыми ресурсами, преимуществами транспортной инфраструктуры и возможностями потребительского рынка, данные муниципальные образования находятся в более выгодном положении по сравнению с остальными. Наибольшее число малых и средних предприятий зарегистрировано в городах Камчатского края (84% от общего количества), из них в областном центре – 55%, что объясняется преимуществами транспортной инфраструктуры, возможностями потребительского рынка.
В виду того, что основной отраслью экономики районов является рыбная промышленность, субъекты малого и среднего предпринимательства специализируются в основном на добыче и переработке рыбы, торгово-закупочной деятельности.
Несколько иные особенности развития предпринимательства характерны для краевого центра. Наибольшее число малых и средних предприятий г. Петропавловска-Камчатского сосредоточено в промышленности (пищевой, легкой, полиграфической, производстве строительных материалов), торговле и общественном питании, строительстве. При этом остается убыточной промышленность, а транспорт, торговля и общественное питание, строительство стабильно работают с прибылью. Названные отрасли являются приоритетными в планах дальнейшего развития малого и среднего бизнеса города.
Значимость малого и среднего бизнеса для экономики города подтверждает тот факт, что доля налоговых поступлений от предпринимательской деятельности с каждым годом растет. Администрации районов в качестве наиболее приоритетных и перспективных направлений в развитии и поддержке малого и среднего бизнеса видят развитие сельскохозяйственной отрасли (животноводство, растениеводство, переработку сельскохозяйственной продукции). Необходимо отметить, что потенциал малого предпринимательства в муниципальных образованиях края пока востребован слабо.
В настоящее время тенденция сокращения общего числа малых и средних предприятий не только прекратилась, но и пошла в рост. На конец 2024 года общее количество малых предприятий составило – более 20 тысяч единиц. Во многом это связано с изменением нормативной базы налогообложения, снижением налоговой нагрузки при применении специального налогового режима – упрощенной системы учета, отчетности и налогообложения.
В 20024 году по сравнению 2023 годом практически во всех отраслях был отмечен рост числа малых и средних предприятий, за исключением связи, торговли и общественного питания, оптовой торговли продукцией производственно-технического назначения. В целом по Камчатскому краю рост числа достигнул наибольшего значения в информационно-вычислительном обслуживании, науке и научном обслуживании, здравоохранении, физкультуре и социальном обеспечении Значительный рост числа малых и средних предприятий по указанным отраслям экономики не является значимым в абсолютном выражении. Так как наибольший удельный вес составляет: промышленность, торговля, общественное питание, строительство и транспорт. Опережающий темп роста количества малых и средних предприятий в непроизводственной сфере объясняется спецификой малого предпринимательства как сектора экономики и, во вторых, мировой тенденцией доминирования в малом и среднем бизнесе нематериальной сферы над производственной.
Сложившаяся отраслевая структура объема выпуска товаров и услуг малых и средних предприятий за 2020-2024г.г. имела разнонаправленную динамику. Наиболее высоки темпы роста в таких отраслях, как транспорт (более, чем в 10 раз за период), здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение (в 7,7 раза), общекоммерческая деятельность (в 5,2 раза), промышленность (в 5 раз) и сельское хозяйство (в 4,6 раза). Состоянием стагнации можно определить ситуацию с развитием малого и среднего предпринимательства в лесном хозяйстве, а также в сфере финансов, кредита, страхования и пенсионного обеспечения.
Отраслевая структура малого и среднего предпринимательства в целом стабильна и не претерпевает существенных изменений. Значительна доля малых и средних предприятий в выпуске таких видов промышленной продукции, как изготовление металлопластиковых окон и дверей, канатных изделий, мебели, швейных и меховых изделий, полиграфической продукции и других.
Доля работающих на малых и средних предприятиях к 2024 году достигла 20% занятого населения области. Прослеживается тенденция стабильного роста занятых индивидуально-трудовой деятельностью – за этот период рост представителей этой категории составил 334,4% и фактически превысил 27 тысяч человек. Этот факт можно объяснить желанием работать самостоятельно в качестве индивидуальных предпринимателей и самозанятых граждан. интенсификацией предпринимательской деятельности, переключением бизнеса на ресурсосберегающий режим функционирования. Наибольшая занятость наблюдается в следующих отраслях экономики о края: промышленность – 42,7%; торговля и общественное питание – 15,6%; строительство – 15,8%; транспорт – 8,3% от общей численности работающих на малых и средних предприятиях.
Обращает на себя внимание факт увеличения в 3,2 раза средней численности работников на предприятиях, занимающихся операциями с недвижимостью, хотя в абсолютном значении эта цифра невелика, но тенденция косвенно свидетельствует о развитии рынка недвижимости и росте потребности в данных услугах. Рост количества предприятий в 3,2 раза. Необходимо отметить рост удельной численности работников малого и среднего бизнеса в таких отраслях, как культура и искусство, здравоохранение.
Удельный вес инвестиций в основной капитал экономики края малыми и средним предприятиями растет с каждым годом. Большую часть этих вложений (70,5%) осуществляют предприятия транспорта и связи, 2,8% пришлось на долю предприятий строительства, 3,0% - предприятия сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства, 3,9% - на предприятия обрабатывающих производств.
Единой стабильной тенденции при анализе основных экономических показателей развития малого и среднего предпринимательства не выявлено. Отмечается скачкообразный рост и падение большинства основных экономических показателей, достигнутых малыми и средними предприятиями. Это косвенно свидетельствует об отсутствии рациональной стратегии приоритетного развития малого и среднего предпринимательства в контексте развития экономики края в целом. Ни динамика, ни характер развития сектора малого и среднего предпринимательства в крае, зафиксированные органами государственной статистики пока не отвечают представлениям об эффективной структуре конкурентной рыночной экономики.
Следует отметить, что Камчатский край, относясь к субъектам Крайнего Севера, имеет ярко выраженные проблемы, присущие этой группе. И, прежде всего, следующие:
Транспортные – регион связан с внешним миром только морским и авиа транспортом, вследствие этого товары камчатских производителей не выдерживают конкуренции с предприятиями других регионов. Из-за высокой стоимости доставки топлива в область, тарифы на электро- и теплоэнергию – самые высокие по стране.
Финансовые – деятельность предприятий региона отличает активизация заимствования средств у банков, как на краткосрочной, так и на долгосрочной основах. При этом уровень ставок по кредитам в рублях и в валюте, оставался наиболее высоким для малых и средних предприятий. Риск ухудшения финансового положения в значительной мере связан с малыми и средними предприятиями, капитал которых менее 100 млн.руб., а их финансовое положение является более нестабильным по сравнению с более крупными предприятиями региона.
Сегодня в России финансовые организации покрывают менее 1% потребности малого и среднего предпринимательства в кредитных ресурсах. Одним из основных факторов, ограничивающих их возможности получить банковский кредит, являются, с одной стороны, более жесткие требования банков к малым и средним предприятиям по предоставлению гарантий возврата кредита, ввиду отсутствия у последних достаточно длительной кредитной истории и наличия повышенных рисков, а с другой стороны, присущая малому и среднему бизнесу специфическая структура активов, в которой вклад недвижимости минимален, что не может служить залогом для возврата кредита. Как правило, у предпринимателей, относящихся к категории начинающих, отсутствует начальный капитал, офисные и производственные площади. В свою очередь, у малого и среднего бизнеса, находящегося в стадии развития, отсутствует кредитная история, и возникают проблемы с ликвидным обеспечением для получения кредита. Успешно работающие малые и средние предприятия также сталкиваются с проблемой привлечения инвестиций. Обеспечение доступа предпринимателей к кредитам решает часть проблем и позволяет вывести малое и среднее предпринимательство из теневого сектора экономики и стимулировать появление новых предприятий.
Сырьевые – Камчатский край, обладающий крупнейшими в России запасами биологических водных ресурсов, не имеет достаточной самостоятельности в их использовании. Сокращаются запасы минтая, трески, краба, большинства морских окуней, многие сырьевые ресурсы прикамчатских вод эксплуатируются нерационально.
Информационные - сбор статистической отчетности, связанной с деятельностью малых и средних предприятий, осуществляется в режиме выборочных квартальных обследований, а что касается индивидуальных предпринимателей, то он практически не ведется. Существенное положение не позволяет провести полноценный анализ деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства и оценить их реальный вклад в экономику области.
Административные - несмотря на предпринимаемые меры по снижению контролируемой нагрузки предприниматели испытывают постоянное давление со стороны контролирующих и надзорных органов, которые в основном руководствуются ведомственными инструкциями по организации проверок. Налоговыми органами зачастую предъявляются необоснованные требования и принимаются неправомерные решения о привлечении субъектов малого и среднего бизнеса к налоговой ответственности. В среднем по Российской Федерации было удовлетворено арбитражными судами 72 % исков предпринимателей на действия налоговых органов.
Лицензирование продолжает оставаться избыточно зарегулированной сферой. Серьезным препятствием является концентрация функций по лицензированию на федеральном уровне. В соответствии с действующим законодательством лицензированию подлежат 120 видов деятельности, из них на уровне субъектов Российской Федерации – только 4, или 3,3%. В результате процесс получения лицензий затягивает на многие месяцы.
Острой проблемой для предпринимателей является сложнейшая процедура оформления исходно-разрешительной документации на приобретение в собственность или в аренду производственных, офисных и торговых помещений.
Значительные сложности возникают при регистрации недвижимого имущества. Для осуществления регистрационных действий регистрационная палата обязывает предоставлять документы, порой взаимоисключающие друг друга. Например, для оформления кадастрового плана земельного участка под зданием необходимо свидетельство государственной регистрации этого объекта, а для получения такого свидетельства требуется кадастровый план на земельный участок.
Одним из существенных барьеров для развития субъектов предпринимательства является высокая стоимость разрешения на присоединение объектов к инженерным коммуникациям. Отсутствие эффективного государственного регулирования в этой области приводит к тому, что размер указанной платы является неподъемным для предпринимателей. Такие затраты надолго отодвигают момент окупаемости бизнеса и делают его на первоначальных этапах убыточным. Особенно остро проблема подключения к коммуникациям стоит в отношении объектов нового строительства, так как застройщики имеют ограниченные нормативами сроки освоения отведенных им земельных участков, в течение которых необходимо подвести все инженерные сети.
Демографические – край теряет ежегодно 5-10 тысяч человек населения. Сложившаяся демографическая ситуация, с ежегодным отрицательным балансом численности населения и оттоком квалифицированных кадров привели к острой нехватке многих рабочих профессий.
Законотворческие – несовершенство нормативно-правовой базы позволяет неоднозначно трактовать и применять нормы законодательства, что приводит к возникновению дополнительных издержек у предпринимателей. Некоторые положения существующей нормативно-правовой базы устарели и не обеспечивают решения насущных проблем развития и поддержки предпринимательства. Правительство Российской Федерации только за последние два года стало вносить на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации проекты программы государственной поддержки предпринимательства. До этого подобная работа практически не велась.
Малые и средние предприятия в настоящее время стали получать существенные льготы и преференции, в том числе в рамках специальных налоговых режимов. Однако, эффективность применения упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный налог, в отрыве от других инструментов защиты интересов и стимулирования защиты бизнеса постоянно снижается в связи с увеличением финансовой нагрузки нефискального характера (арендных платежей, оплаты коммунальных услуг, транспортных тарифов, коммерческих услуг государственных организаций и т.д.). В связи с этим основные рычаги воздействия на малое предпринимательство в рамках существующего федерального законодательства сосредотачиваются в руках региональных и местных властей.
Региональная инфраструктура действует более эффективно. Однако, следует продолжить разграничение полномочий федеральных и региональных органов власти в области поддержки малого и среднего тпредпринимательства, а также расширить права регионов в области правового регулирования малого и среднего предпринимательства и применения дополнительных форм поддержки за счет собственных ресурсов.
Инфраструктура, обеспечивающая доступность для субъектов малого и среднего предпринимательства необходимых услуг и ресурсов представлена в Камчатском крае рядом государственных и негосударственных организаций. В крае создано двенадцать общественных объединений предпринимателей, работающих по территориальному и отраслевому принципу, которые призваны содействовать развитию предпринимательской деятельности, защите законных прав и интересов малого и среднего бизнеса, обеспечению учета мнения предпринимательских кругов при разработке нормативных правовых актов в сфере поддержки предпринимательства и реализации государственной политики по поддержке и развитию предпринимательства.
Постановлением губернатора Камчатского края создан Совет по поддержке и развитию предпринимательства при губернаторе Камчатского края и рабочая группа по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства в Камчатского края.
Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства осуществляется в рамках реализации долгосрочных целевых программ и характеризуется выделением солидных средств из местного бюджета.
Результаты анализа состояния и проблем малого и среднего предпринимательства в Камчатском крае указывают, во-первых, на то, что - на федеральном уровне происходит дифференцированный подход к развитию малого и среднего предпринимательства в регионах. В учет стали браться как географическое расположение региона и его климатические условия, так и его экономические особенности развития. Во-вторых, на уровне субъекта Федерации проводится политика, направленная на стимулирование инвестиционной активности малого и среднего бизнеса, создание благоприятного инвестиционного и финансового климата, что позволит выйти на более качественный рост экономики. И, наконец, все это - возможно осуществить еще более эффективно путем дальнейшего развития законодательной базы малого и среднего предпринимательства, отвечающей рыночным условиям развития народного хозяйства.
II. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Целью государственной политики поддержки и развития малого и среднего предпринимательства является обеспечение благоприятного инвестиционного и финансового климата для его устойчивого развития, создание рациональной структуры экономики региона, использование производственного, кадрового, научного, природного потенциала края с максимальным эффектом, увеличение вклада предпринимательства в объем ВРП и доходы бюджетов всех уровней, увеличение среднего класса, повышение занятости населения.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи, которые систематизированы по ряду классификационных признаков: организационные, экономические, социальные. К организационным задачам относятся:
- совершенствование рыночной инфраструктуры края;
- обеспечение благоприятного предпринимательского климата в крае;
- совершенствование нормативно-правовой базы развития малого и среднего предпринимательства в крае, снятие нормативно-правовых, административных и организационных барьеров, препятствующих эффективному развитию и функционированию малого и среднего бизнеса;
- обеспечение малых и средних предприятий квалифицированными информационными, консалтинговыми и обучающими услугами через систему специализированных региональных и федеральных структур поддержки малого и среднего предпринимательства;
- расширение предпринимательских возможностей малых и средних предприятий через интенсивное развитие межрегионального и международного сотрудничества и производственной кооперации;
- формирование единой информационной базы данных по малому и среднему предпринимательству Камчатском крае и создание системы мониторинга деятельности малых и средних предприятий.
В блок экономических задач входят:
- обеспечение устойчивого развития малого и среднего предпринимательства в крае;
- увеличение налоговых поступлений от деятельности субъектов малого и среднего бизнеса в бюджеты всех уровней при одновременном снижении налоговой нагрузки;
- активизация инвестиционной деятельности;
- обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению ежегодных госзаказов на производство продукции, работ и услуг для нужд края;
- создание и развитие технопарковых структур (бизнес-инкубаторов), обеспечивающих поддержку инновационного бизнеса;
- увеличение объема, ассортимента и качества производимых товаров, работ и услуг;
- облегчение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, в том числе через привлечение внебюджетных средств, развитие лизинга оборудования и технологий;
- оказание малым предприятиям реальной финансово-имущественной поддержки со стороны региональных органов власти.
Социальные задачи включают в себя:
- снижение уровня безработицы и увеличение занятости за счет создания новых рабочих мест на малых и средних предприятиях;
- включение максимально широкого круга экономически активной части населения из различных социальных слоев общества в процесс предпринимательской деятельности на основе приобретения практического опыта в бизнесе, развитие правовой культуры и этики деловых отношений;
- максимальное удовлетворение потребностей населения области в товарах и услугах. Настоящая Концепция разработана исходя из следующих принципов:
- конкурснтность – обеспечение равных возможностей для субъектов малого и среднего предпринимательства при получении государственной финансовой или имущественной поддержки, невозможность для отдельного конкретного предпринимателя требовать обязательной государственной поддержки без конкурсного отбора, учета значимости и необходимости его проекта, продукции или услуги для области;
- системность – обеспечение функциональной взаимозависимости всех элементов инфраструктуры;
- распределенность полномочий – перенесение части функций в поддержке малого и среднего предпринимательства с вышестоящего на нижестоящий уровень, усиление муниципального аспекта в политике поддержки малого и среднего бизнеса с постепенным переносом конкретной поддержки на уровень территорий;
- комплексность – обеспечение основных потребностей малых и средних предприятий при их становлении и развитии, обеспечение полного спектра услуг для малых и средних предприятий;
- соучастие (частичное самофинансирование) – денежная или материальная поддержка осуществляется при условии, что предприятие уже располагает определенной собственностью, вкладывает в реализацию своих целей часть своих финансовых или других ресурсов, привлекает негосударственный капитал;
- учет регионального аспекта (ориентация на местный рынок) – предоставление преимуществ малым и средним предприятиям районов нуждающихся в выравнивании социально-экономического развития до средне краевого уровня. Деятельность органов государственной власти должна осуществляться исходя из принципа сокращения государственного вмешательства в сферу малого и среднего предпринимательства. Поэтому органы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства должны более тесно взаимодействовать с негосударственными фондами, агентствами, иными структурами поддержки малого и среднего бизнеса, а также с региональными общественными организациями предпринимателей. Механизм взаимодействия должен учитывать тенденции развития малого и среднего предпринимательства, необходимость совершенствования форм и методов реализации государственной политики в области поддержки малого и среднего предпринимательства и ее более тесной увязки с общими задачами экономической политики региона на среднесрочную перспективу.
III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОЛИТИКИ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В основу подходов к разработке основных направлений совершенствования политики поддержки и развития малого и среднего предпринимательства легли положения Федеральной программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Система концептуальных мероприятий представлена восемью направлениями. Предлагаемые в рамках направлений механизмы реализации мероприятий Концепции обеспечивают преемственность развития действующей системы государственного регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства и предусматривают решение новых задач его развития и поддержки.
Раздел 1. Оптимизация нормативно-правовых основ регулирования малого и среднего предпринимательства.
Целью оптимизации нормативно-правовых основ регулирования малого и среднего предпринимательства является целенаправленное формирование правового поля, соответствующего уровню современного состояния экономики региона, происходящим социальным изменениям и способствующего развитию малого и среднего бизнеса в крае. Мероприятия по совершенствованию нормативной правовой базы должны основываться на анализе действующего законодательства на предмет его эффективности с позиций развития предпринимательской инициативы и проблем, возникающих при применении действующих норм, а также анализе действующей нормативной базы муниципальных образований на предмет соответствия федеральному и региональному законодательству.
Совершенствование краевых и муниципальных административно-правовых норм, регулирующих хозяйственные отношения и механизмы в сфере малого и среднего предпринимательства должно осуществляться путем доработки действующих и принятия новых региональных законодательных и нормативных правовых актов.
Ввести в практику оценку последствий принимаемых нормативных правовых актов исполнительными и законодательными органами власти и местного самоуправления по развитию малого и среднего бизнеса и недопущение ухудшения положения субъектов предпринимательства вследствие принятых решений.
Территориальный аспект государственной поддержки малого и среднего бизнеса предусматривает выравнивание муниципальных диспропорций. Государственная политика развития малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях должна строиться с учетом их особенностей и потенциальных возможностей. Исторически сложившаяся неравномерность социально-экономического развития муниципальных образований края требует учета ряда факторов: депрессивное состояние отдельных территорий, их географическая отдаленность от областного центра, различная степень занятости населения и его жизненный уровень. Администрации муниципальных образований должны разработать в рамках настоящей концепции и территориальных программ социально-экономического развития, программы по поддержке малого и среднего предпринимательства.
Раздел II. Развитие системы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства.
Финансово-кредитная поддержка малого и среднего бизнеса является одним из значимых механизмов государственной поддержки и развития предпринимательства. Основным институтом, непосредственно участвующим от имени государства в оказании поддержки субъектам малого и среднего бизнеса, является краевой государственный фонд поддержки малого предпринимательства, созданная в целях финансирования программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства, ориентированных на финансовое обеспечение политики в области его государственной поддержки.
Основой государственной политики в области финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства остается устранение неблагоприятного положения малых предприятий на рынке кредитных ресурсов.
Механизмами обеспечения доступа малого и среднего предпринимательства к источникам финансирования являются:
- развитие лизинга современного технологического, коммуникационного, офисного оборудования, имущественных комплексов, транспортных средств, включая вторичный рынок, для обновления производственной базы малых и средних предприятий. Реализация данного направления предусматривает формирование специализированной базы данных по необходимому для малого и среднего бизнеса оборудованию, его производителям, поставщикам, лизингодателям и потенциальным лизингополучателям. Использование лизингового механизма является гибким и доступным финансовым инструментом, альтернативным банковскому кредитованию. Это один из наиболее эффективных способов привлечения инвестиций в условиях нехватки капитала и экономически выгодный способ модернизации производства;
- развитие и внедрение системы микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства. Микрозайм представляет собой гибкую форму классического банковского кредита, позволяющего начать бизнес, получив доступ к источникам финансирования без наличия стартового капитала, кредитной истории и необходимого обеспечения.
В процесс микрофинансирования на условиях софинансирования могут привлекаться средства регионального государственного фонда поддержки малого и среднего предпринимательства, международных организаций, самих предпринимателей. Реализация данного направления предполагает содействие созданию и развитию кредитных кооперативов, обществ взаимного кредитования, других небанковских кредитных институтов, предоставляющих на возвратной основе микрофинансовые услуги субъектам малого и среднего предпринимательства. Микрофинансирование позволит субъектам малого и среднего предпринимательства : -получить доступ к кредитным ресурсам на постоянной основе; - получить возможность создать кредитную историю для последующего взаимодействия с банками;
- предоставление инвестиционных займов субъектам малого и среднего предпринимательства на конкурсной основе приоритетно в сферах, развивающих производство товаров и услуг, инновационной деятельности, экологии, внедрения технологий ресурсо- и энергосбережения, развития инфраструктуры туризма, образования, медицины, непосредственно влияющих на уровень жизни населения, с предпочтением проектов, предусматривающих создание новых рабочих мест и вовлечение в предпринимательскую деятельность социально незащищенных слоев населения. Особое внимание следует уделить разработке и реализации пилотных проектов по становлению института кредитных гарантий на базе регионального фонда поддержки малого и среднего предпринимательства на условиях конкурсного отбора и долевого финансирования;
- организация единой базы кредитных историй по каждому субъекту малого и среднего предпринимательства, создание условий для накопления специализированными организациями информации, характеризующей платежную дисциплину предприятий и предоставление свободного доступа к этой базе данных кредитным организациям и небанковским институтам, кредитующим субъекты малого и среднего бизнеса;
- разработка и реализация программ гарантийных механизмов, которые представляют собой схему распределения инвестиционных рисков между государством, кредитными организациями и субъектами малого и среднего предпринимательства, что позволит стимулировать кредитные организации к предоставлению кредитов предприятиям.
Распределение же кредитных рисков является наиболее эффективным механизмом обеспечения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к целевым кредитным ресурсам;
- субсидирование за счет средств краевого бюджета процентной ставки по банковским кредитам субъектам малого и среднего предпринимательства посредством предоставления субсидий на возмещение разницы процентных ставок по кредитам в размере одной второй ставки рефинансирования Банка России, действующей на дату получения кредита, при условии уплаты заемщиками начисленных процентов в соответствии с кредитными договорами, заключенными с банками;
- внедрение и развитие системы франчайзинга. Мероприятия данного направления нацелены на реализацию проектов по взаимодействию крупных и малых производственных предприятий, отработку модели объединения взаимодополняющих производств, кооперирующихся на различной основе - от поставки сырья до реализации продукции, и технологических цепочек с использованием системы франчайзинга.
Реализация данных мероприятий позволит привлечь на цели развития малого и среднего предпринимательства максимальное количество внебюджетных средств, обеспечить удовлетворение потребностей в финансовых ресурсах наибольшего количества субъектов малого и среднего предпринимательства и, прежде всего, начинающих свой бизнес. Обязательным условием включения в перечень объектов финансирования в целях поддержки развития малого и среднего предпринимательства должно стать условие проведения оценки их ожидаемой эффективности. Особое внимание при этом следует уделить формированию системы реальных и объективных индикаторов достижения субъектами инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства поставленной цели и решения задач определенных концепцией.
Мероприятия раздела направлены на реализацию государственной политики в области финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства и обеспечению их доступа к кредитным ресурсам.
Раздел III. Совершенствование механизмов использования государственного и муниципального имущества для развития системы малого и среднего предпринимательства.
Одним из направлений формирования благоприятной среды для развития предпринимательства является имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства. Для эффективной имущественной их поддержки предполагается реализация следующих мер:
- создание на краевом уровне информационной базы данных нежилых помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности Камчатского края и предназначенных для передачи в аренду или продажу субъектам малого и среднего предпринимательства. Для этого предусматривается создание реестра государственного и муниципального имущества, предназначенного для сдачи в аренду, и реестра незавершенных строительством объектов производственного назначения. В результате будет упрощен доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к использованию объектов государственного и муниципального имущества, расширены возможности и повышена эффективность использования государственного и муниципального имущества для развития производственной деятельности предпринимателей;
- подготовка предложений для принятия единых нормативных актов, определяющих специальные условия (льготы, преференции) и порядок передачи субъектам малого и среднего предпринимательства неиспользуемых производственных площадей и технологического оборудования, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на условиях долгосрочной аренды, выкупа, передачи оборудования в лизинг;
- развитие механизма предоставления рассрочки платежей при продаже объектов недвижимости субъектам малого и среднего предпринимательства;
- упрощение процедуры и порядка, а также установление нормативных сроков оформления разрешительной документации на ремонт, реконструкцию и строительство производственных объектов для субъектов малого и среднего предпринимательства;
- выделение средств на реконструкцию и ремонт помещений, первоначально переданных организациям инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса.
Реализация указанного комплекса мероприятий будет способствовать упрощению доступа предпринимателей к неиспользуемым основным фондам, прежде всего к помещениям и оборудованию, повышению эффективности использования государственного и муниципального имущества для развития производственной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
Раздел IV. Совершенствование информационной поддержки.
Информационная поддержка малого и среднего бизнеса предусматривает создание, в том числе и за счет бюджетного финансирования, общедоступной системы информационно - консультационных услуг. Это позволит в значительной степени поднять предпринимательскую активность, повысить эффективность деятельности предприятий в сфере малого и среднего бизнеса, облегчить решение ряда социальных и экономических проблем региона.
В разделе представлен комплекс мероприятий, направленных на упорядочение информационного обслуживания малого и среднего предпринимательства, его информационную и консультационную поддержку, обеспечение экономической, правовой и информационной безопасности субъектов малого и среднего предпринимательства, на содействие их выставочно-ярмарочной деятельности, на обеспечение статистической информацией.
Первое направление данного раздела предусматривает развитие информационной, правовой и консультационной поддержки малого и среднего предпринимательства и определяет следующие мероприятия:
- актуализация и регулярное пополнение информационных ресурсов существующих региональных сетей поддержки малого и среднего предпринимательства;
- разработка и внедрение унифицированной системы информационной поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе по организации вторичного рынка технологического оборудования;
- освещение на региональном уровне в СМИ проблем малого и среднего предпринимательства, организацию информационных специальных выпусков (в центральных и региональных изданиях, на теле- и радиоканалах) по вопросам реализации государственной поддержки малого и среднего бизнеса, проведение конференций, рабочих встреч, “круглых столов” и пр.;
- создание “горячих линий” по правовым вопросам в целях обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства достоверной и оперативной информацией, а также разработка методических рекомендаций и пособий по безопасности малого и среднего предпринимательства;
- внедрение системы дистанционного консалтинга для оперативного реагирования на большинство запросов пользователей системы, эффективного обмена деловой информацией между консультантами и предпринимателями в рамках единого информационного пространства;
- разработка комплексной системы диагностики и анализа деятельности малых и средних предприятий региона, анализа существующей маркетинговой среды и продвижения продукции и услуг на рынки сбыта;
- содействие выставочно-ярмарочной деятельности посредством проведения мероприятий, обеспечивающих продвижение продукции субъектов малого и среднего предпринимательства на региональный, межрегиональные и зарубежные рынки. С этой целью предусматривается обеспечить новый качественный подход к организации выставочного бизнеса, что обеспечит малым и средним предприятиям дополнительные возможности при заключения сделок на поставку выпускаемой продукции.
Предложенные мероприятия раздела должны стать основой формирования единой информационной системы, позволяющей приблизить качественные информационные услуги к потребителям – субъектам малого и среднего предпринимательства.
Раздел V. Укрепление и развитие системы подготовки кадров для малого и среднего предпринимательства.
В настоящее время существует необходимость повышения профессионального уровня руководителей и специалистов, работающих в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства (инфраструктура, органы государственного регулирования). Целью развития системы подготовки кадров для малого и среднего предпринимательства и специалистов органов управления на региональном и муниципальном уровнях является расширение социального слоя граждан, способных к эффективной деятельности в сфере малого и среднего бизнеса. Работа в этом направлении уже ведется, благодаря принятию Правительством Камчатского края ряда программ.
Раздел предусматривает следующие мероприятия развития системы подготовки кадров для малого и среднего предпринимательства:
- определение приоритетных направлений подготовки кадров, исходя из потребностей малого и среднего предпринимательства;
- построение образовательных программ и семинаров с обязательным комплексным научно-методическим обеспечением и применением инновационных форм обучения, предусматривающие развитие мотивации обучающихся для организации собственного дела, развитие личностных предпринимательских качеств и способностей, а также приобретение специальных знаний, умений и навыков, необходимых при организации и ведении бизнеса;
- дифференциацию и преемственность квалификационных уровней подготовки кадров для малого и среднего предпринимательства;
- обеспечение, с участием бюджетов разных уровней, доступности для начинающих предпринимателей повышения своей квалификации в соответствии с изменениями в их бизнесе;
- содействие формированию многообразия учебных структур, создание добросовестной конкурентной среды в сфере услуг по обучению предпринимателей, в том числе через конкурсный отбор учебных программ и технологий;
- формирование информационного банка данных о потребности субъектов малого и среднего предпринимательства в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров, об учебных структурах, образовательных программах, учитывающих региональные особенности и интересы предпринимателей, лучших научно-методических материалах и учебниках.
Реализация мероприятий данного раздела направлена на повышение эффективности функционирования кадрового состава структур поддержки малого и среднего предпринимательства, распространение положительного опыта подготовки кадров для малого и среднего предпринимательства посредством проведения учебно-методических семинаров и конференций, расширение использования интернет-технологий. Социальным эффектом реализации мероприятий станет увеличение занятости за счет дополнительной профессиональной подготовки кадров из числа граждан проблемных групп населения.
Раздел VI. Развитие и повышение эффективности функционирования инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
Деятельность субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства должна быть направлена на защиту интересов малого и среднего бизнеса и создание общих благоприятных условий для его развития, а также адресную государственную поддержку перспективных направлений бизнеса в соответствии с критериями: эффективности, ресурсообеспеченности, региональной значимости.
Для повышения эффективности функционирования системы, равномерности распределения базовых объектов инфраструктуры на территории Камчатского края необходимо его рациональное преобразование и развитие отдельных ее элементов на региональном и, особенно, на муниципальном уровнях. Совершенствование деятельности инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства заключается в ее дальнейшем скоординированном развитии при повышении качества и количества оказываемых услуг на всех уровнях.
Мероприятия раздела должны осуществляться по следующим направлениям:
- проведение мониторинга и анализа деятельности инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. В результате будет собрана информация о действующей инфраструктуре поддержки малого и среднего предпринимательства и определены дальнейшие направления взаимодействия функционирования инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства на региональном и муниципальном уровнях;
- создание и развитие специализированной технопарковой структуры в виде технопарков.
Основными задачами которых являются:
- укрепление экономической и технологической базы региона;
- появление новых видов производства;
- создание новых рабочих мест для новаторов, специалистов высокой квалификации;
- привлечение специалистов и инвестиций из других регионов и из-за рубежа;
- оказание содействия становлению и развитию малых и средних инновационных фирм;
- содействие инновациям на основе промышленных вариантов использования технологий и опыта, разработанных и имеющихся в университетах;
- формирование новых источников доходов от инновационной деятельности. Результатом реализации будет формирование путем предоставления комплекса деловых услуг (по обучению, консалтингу, обеспечению площадью на льготных условиях и т.д.) наиболее благоприятных условий для стартового развития и подготовки к самостоятельной деятельности малых и средних предприятий;
- учреждение и развитие муниципальных фондов поддержки малого и среднего предпринимательства в районах края (Елизовском; Усть-Большерецком, Мильковском). Создание новых и повышение эффективности функционирования действующих фондов поддержки малого и среднего предпринимательства обеспечит необходимые условия для становления и бизнеса путем оказания финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства при реализации мероприятий государственной, региональных и муниципальных программ поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе в приоритетных направлениях развития экономики в регионах;
- развитие базовых образовательных центров по подготовке кадров для малого и среднего предпринимательства. Создание образовательных центров будет способствовать становлению малых и средних предприятий, в том числе инновационных, путем подготовки дополнительных кадров для малого предпринимательства, повышения занятости проблемных групп населения;
- организация и проведение региональных совещаний с целью анализа и распространения передового опыта работы существующих объектов инфраструктуры в соответствии с условиями проведения единой государственной политики поддержки малого и среднего предпринимательства на современном этапе, задачами координации деятельности объектов инфраструктуры и повышения эффективности их функционирования;
- усиление взаимодействия исполнительных и законодательных органов власти, муниципальных образований, общественных организаций и объединений предпринимателей в вопросах разработки и реализации краевой и муниципальных программ поддержки малого и среднего предпринимательства, совершенствовании форм и технологий поддержки, подготовки информационно-статистических материалов, прогноза развития предпринимательства, устранении административных барьеров в сфере малого и среднего бизнеса и разработки дополнительных мер государственной поддержки.
Развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства должно быть нацелено на оказание комплекса юридических, информационных, финансово-кредитных, консалтинговых, маркетинговых, образовательных услуг.
Раздел VII. Международное сотрудничество в сфере малого и среднего предпринимательства.
Целью государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в сфере международного сотрудничества является привлечение в регион иностранных инвестиций, продвижение субъектов малого предпринимательства на зарубежные рынки с конкурентоспособной продукцией и услугами.
Основными направлениями в сфере государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в области международного сотрудничества являются:
- содействие внешнеэкономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, включая развитие их торговых, научно-технических, производственных, исследовательских и информационных связей с зарубежными партнерами, участие в международных конгрессах, совещаниях, семинарах, выставках и ярмарках и других формах контактов предпринимательских кругов;
- создание условий по предоставлению консультационных, информационных и других услуг субъектам малого и среднего предпринимательства для реализации программ и проектов с привлечением иностранной технической и финансовой помощи, а также при взаимодействии с потенциальными иностранными инвесторами;
- изучение и обобщение опыта зарубежных стран в области развития и поддержки малого и среднего предпринимательства с целью его практического использования в условиях Камчатского края;
- проведение маркетинговых исследований по вопросам продвижения выпускаемой продукции и реализации услуг, поставке оборудования, материалов и товаров из-за рубежа;
- предоставление адресной информации о потенциальных партнерах и их надежности, создание комплекса информационно-консультационных услуг по различным направлениям внешнеэкономической деятельности (ведение переговоров, заключение контрактов, условия поставки продукции);
- содействие продвижению продукции предприятий малого и среднего бизнеса Камчатского края на зарубежные рынки с использованием механизмов поддержки экспорта российских товаров;
- развитие связей между российскими предприятиями и зарубежными фирмами (деловые визиты за рубеж, организация переговоров, бизнес-встреч, выставочной деятельности);
- содействие в обучении за рубежом представителей малого и среднего бизнеса региона по целевым программам международных организаций.
Поддержка внешнеэкономической деятельности малых и средних предприятий на государственном уровне должна способствовать наращиванию объемов экспорта при помощи разработки и проведения систематических рекламных мероприятий, улучшению его состава, повышению эффективности импортных закупок, изучению и анализу конъюнктуры мирового рынка, налаживанию научно-технического и производственного сотрудничества с зарубежными странами, обеспечению правовой защиты внешнеэкономических интересов субъектов предпринимательства.
Раздел УШ. Участие субъектов малого и среднего предпринимательства в решении экологических проблем региона.
Развитие базовых отраслей промышленности края обусловило техногенный прессинг на окружающую среду. Проблема загрязнения водных объектов, воздушного бассейна, ухудшения качества почв будет усугубляться по мере увеличения объемов производства.
Этим объясняется необходимость участие малого и среднего предпринимательства на рынке экологических услуг со следующими перспективными направлениями развития экологически ориентированного малого и среднего предпринимательства:
- производственная деятельность по переработке вторичного сырья и отходов производства и потребления, получению экологически чистых видов продукции;
- консалтинговые услуги в сфере окружающей среды (экологический аудит, сертификация, оценочная и страховая деятельность);
- инновационный бизнес в области охраны окружающей среды, экологическое образование;
- инвестиционное проектирование с последующей реализацией экономически оправданных технологий, ориентированных на сохранение и воспроизводство возобновляемых ресурсов Камчатского края.
В целях стимулирования развития экологического предпринимательства необходимо совершенствовать законодательную базу в области экологии и природопользования, экономические механизмы регулирования природоохранной деятельности, поощряя экологическое предпринимательство системой льгот и преференций со стороны государства, предоставляя гарантированные государственные и муниципальные заказы, что соответствует концепции устойчивого развития как на уровне предприятий, так и на уровне всего региона.
Следует отметить, что концептуальный метод реализации мероприятий поддержки малого и среднего предпринимательства на всех уровнях власти предполагает тесную их увязку, координацию действий государственных и негосударственных организаций как на федеральном, так и на региональном уровнях, а также сконцентрировать и направить совокупные имеющиеся ресурсы для более полной и эффективной реализации поставленных целей.
В стратегии региональной экономической политики целесообразно соблюдать возникновение и реализацию следующей цепочки, включающей:
- создание рабочих мест;
- использование преимуществ географического положения региона;
- использование межрегиональных связей и инфраструктуры рынка;
- вклад в региональный ВВП и распределение доходов;
- степень мобилизации капитала и инвестиций;
- вклад в подготовку кадров для использования их в новейших производствах;
- общий вклад в достижение экономического роста, как в регионе, так и в целом по стране.
Таким образом, для эффективного становления и развития малых и средних предприятий необходима целостная система их государственной поддержки, включающая в себя законченную совокупность субсистем. Эти субсистемы должны охватывать все стороны деятельности малых и средних предприятий: нормативно-правовую базу, систему налогово-финансовых регуляторов, ценовую и инвестиционную политику, систему подготовки, переподготовки повышения квалификации кадров малого и среднего бизнеса, консультационную, логистическую, рекламную и иные. Только в этом случае государственная поддержка будет действенной.
Концепция разработана Центром развития Камчатского края и утверждена протоколом заседания правления от 15.01.2025г.