Конференция организована Центром развития Камчатского края в рамках национального проекта "Эффективная и конкурентная экономика". Дата и время проведения: с 13 по 18 января 2025 года, время неограниченное. Формат проведения: публикация и обсуждение докладов на интернет-сайте kamviz.ru.
Как показывает ход обсуждения главной проблемы, определённой названием нашей конференции, все мы озабочены общим стремлением - вывести Камчатку из состояния стагнации и обеспечить её устойчивое развитие как за счет собственных ресурсов, так исредств федерального центра. Камчатка уникальна по своему геополитическому положению и ресурсному потенциалу, которые должны использоваться более эффективно в интересах всей страны.
Являясь форпостом России на Дальнем Востоке, Камчатка имеет важнейшее стратегическое значение в обеспечении обороноспособности страны. Если государство не создаст условия для выживания этого региона, не поддержит его на пути инновационного развития, то оно рискует не сохранить этот уникальный край в составе России. Конечно, этого нельзя допустить. И мы, жители Камчатки, все, для кого она стала родным домом, понимаем это лучше кого бы то ни было. И делаем всё, что в наших силах, чтобы обеспечить социально-экономическое развитие родного края.
Камчатский край имеет значительный интеллектуальный потенциал. Здесь аккредитованы 5 крупных организаций Российской академии наук, в том числе крупнейший в мире Институт вулканологии и сейсмологии, около 10 ведомственных научно-исследовательских учреждений, 2 государственных университета (классический имени Витуса Беринга и ведомственный технический), несколько филиалов различных государственных и негосударственных вузов. В них трудятся немало кандидатов и докторов наук. Вполне достаточный потенциал для инновационной деятельности.
Сегодня многое делается для того, чтобы вывести Камчатку из депрессивного состояния. Учёными Камчатки совместно с администрацией Камчатского края разработана программа инновационного развития региона. Отрабатываются различные модели и схемы использования ресурсного потенциала территории в интересах её развития, формируется технопарковая среда региона. В камчатских вузах ведётся подготовка специалистов в сфере инновационной деятельности. Остается в силе закон об инновационной деятельности в регионе, который был одобрен Советом по образованию и науке при губернаторе.
Правительством края совместно с учёными Камчатки определены приоритетные направления инновационного развития региона, на основе которых в промышленной структуре выделены территориальные промышленные и научно-технологические системы. Реализация программы инновационного развития Камчатки как стратегически значимого региона России требует соответствующего кадрового обеспечения. Уже сегодня Камчатка нуждается в высококвалифицированных специалистах всех уровней, которые были бы подготовлены к решению конкретных производственных задач и ориентированы на инновационное развитие своей отрасли. Они должны обладать творческим мышлением и уметь быстро адаптироваться в рыночной экономике. И готовить именно таких специалистов призваны учреждения профессионального образования.
Очевидно, что такая задача по силам лишь таким их них, которые сами уверенно идут по пути инновационных преобразований, чутко реагируют на запросы развития экономики, социальной сферы и территориального рынка труда. Камчатские университеты, определяя вектор своего развития, опираются на общероссийские и мировые тенденции в развитии образовательного пространства. Сейчас не только образовательное пространство, но и вся экономика находится под влиянием этих новых мировых тенденций развития: глобализма, регионализма, интеграции и международного сотрудничества. Мы живём в эпоху быстрых изменений и стремительно возрастающей сложности. Глобальные вызовы, обострение соревновательности, необходимость конкурентоспособности.
Ведущие страны переходят к новому этапу формирования инновационного общества – построению экономики, базирующейся преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний. Мировое сообщество провозгласило в новом столетии одним из приоритетных - проект «общества, основанного на знаниях» (knowledge society). Философией этого общества выступает быстрое производство, распространение и применение знаний на практике. Уникальные навыки и способности, умение адаптировать их к постоянно меняющимся условиям деятельности, креативность, высокая квалификация становятся ведущим производственным ресурсом и основным источником экономического роста.
Естественно, готовить специалистов, которые отвечали бы столь высоким требованиям, университеты могут лишь в тесном взаимодействии с работодателями, которые сегодня справедливо предъявляют повышенные требования к уровню подготовки выпускников. А он их не всегда удовлетворяет. Конечно, работодатель должен иметь право формулировать свои пожелания, так сказать, свой заказ, принимать участие в обсуждении стандартов и программ. Но он не должен проявлять иждивенчества – дескать, пусть государство подготовит ему таких людей. Необходим союз образования и бизнеса. Таким образом, на передний план выходит проблема сотрудничества университета, работодателя, бизнеса.
Общегосударственный характер этой проблемы подчёркивает тот факт, что еще на VIII съезде Российского Союза ректоров в июне 2006 года были заключены двусторонние соглашения о стратегическом партнёрстве между Российским Союзом ректоров, Российским союзом промышленников и предпринимателей (работодателей), Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, Общероссийской общественной организацией «Деловая Россия», Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «Опора России». Цель этих соглашений – развивать эффективные механизмы партнёрства вузовского и бизнес-сообщества в направлении повышения доступности, качества, конкурентоспособности высшего профессионального образования России. Эти документы актуальны и сегодня.
Президент России В.В. Путин, выступая на нашем съезде, по поводу подписания этих соглашений, в частности, сказал: «Инициатива, конечно же, без сомнения, перспективная. Но главное – из протокола о намерениях эти документы должны превратиться в прочную, хорошо проработанную базу для системного сотрудничества. Они должны помогать решению самых сущностных проблем высшей школы и экономики».
Вспоминается, президент Российского Союза ректоров ректор МГУ им. М.В. Ломоносова академик В.А. Садовничий в своём докладе на съезде отметил, что в России наряду с другими развивается и такая новая форма совместной подготовки специалистов, как корпоративные университеты. Их сейчас в мире уже более четырёх тысяч. «Мы считаем, - сказал В.А. Садовничий – это один из стратегических путей решения проблемы сотрудничества университета, работодателя, бизнеса».
При Камчатском государственном университете имени Витуса Беринга такой корпоративный университет был создан в 2006 году,. Это производственно-образовательный консорциум, объединивший тогда такие промышленные предприятия, организации и учебные заведения профессионального образования различных уровней, как ЗАО «Корякгеолдобыча», ЗАО «Геотехнология», Территориальное агентство по недропользованию по Камчатской области и КАО, Федеральное государственное унитарное геологическое предприятие «Камчатгеология», ЗАО «Тревожное зарево», ОАО «Камчатэнерго», ОАО «Камчатгазпром», ГОУ СПО «Камчатский политехнический техникум», Камчатский научный центр ДВО РАН, Управление промышленной политики, развития предпринимательства и инвестиций Администрации Камчатской области. В настоящее время это объединение продолжает функционировать, хотя в его составе произошли некоторые изменения в связи со структурной перестройкой региона.
Основной задачей Корпоративного университета является развитие кадрового потенциала предприятий Камчатки и всего Северо-востока России путём адаптации программ профессионального образования к задачам реального сектора экономики, сферы науки и образования. Создавая Корпоративный университет, КамГУ имени Витуса Беринга опирался на свой успешный опыт по созданию в 90-е годы Камчатской региональной ассоциации «Учебно-научный центр» (КРАУНЦ). Именно благодаря этой ассоциации в те годы на Камчатке произошла реальная интеграция вузовской и академической науки. Сегодня практически реализуются многие заявленные проекты, ориентированные на инновационное развитие экономики Камчатского региона. Выпускники университета – геофизики, горные инженеры, биологи, системные программисты, специалисты в области информационных технологий и многие другие – безусловно, найдут применение своим знаниям на различных предприятиях, в том числе в развивающейся горнорудной отрасли, в геологии, вулканологии в научных организациях.
Вместе с тем, российские предприятия, и камчатские в том числе, всё острее ощущают потребность в высококвалифицированных специалистах среднего звена. И особенно остро ощущается проблема нехватки квалифицированных рабочих кадров. Существующая в стране система начального и среднего профессионального образования решает эти проблемы не в полном объёме. Конкретно на Камчатке закрылись некоторые учебные заведения и филиалы, что отрицательно сказалось на подготовке кадров.
Одной из причин, как представляется, может быть и сформировавшееся в обществе мнение, как у родителей, так и у самих детей, что необходимо любыми путями, любой ценой, но дать ребёнку возможность получить хоть какое, но высшее образование. В этом многие видят признак своей социальной состоятельности. Может быть, это и неплохо, но не способствует решению обозначенных выше проблем. Сегодня всё более серьёзно за их решение берётся высшая школа. В разных территориях разные университеты выстраивают разные модели интеграции высшего образования со средним, а порой и начальным профессиональным образованием. Постепенно выстраивается оптимальная система профессионального образования, в частности, его многоуровневая структура. Такая структура способна обеспечить непрерывное обновление содержания профессионального образования.
В условиях рыночных отношений создание таких университетских комплексов или центров непрерывного образования становится особенно актуальным. Именно здесь формируется особая научно-образовательная среда нового типа, которая необходима для обеспечения высокого качества подготовки специалистов и решения важных воспитательных задач. Единое образовательное пространство такого комплекса можно наглядно представить в виде многослойной пирамиды: в основании находится первый уровень – среднее (полное) общее образование, а каждый следующий выше расположенный слой обозначает соответствующие уровни профессионального образования – начальное, среднее, высшее и послевузовское профессиональное образование. Непрерывность образования обозначает создание условий, позволяющих при необходимости без дополнительных затрат переходить на более высокий уровень. При этом университет может выстраивать самые разнообразные траектории таких передвижений.
Опыт создания университетских комплексов на Камчатке есть, и немалый. Ещё в 1991 году мореходное училище вошло в состав ПКВИМУ, правда тогда это была, на мой взгляд, не интеграция, а поглощение, поскольку спустя четыре года ПКВМУ перестало готовить специалистов среднего звена. Однако, КамчатГТУ впоследствии эту ошибку исправил. Теперь в структуре университета функционирует морской колледж, который готовит техников по морским специальностям. Есть сегодня при университете и свой лицей.
Объединены в образовательный комплекс Камчатский кооперативный техникум и Камчатский филиал Российского университета кооперации, которые готовят для нашего региона специалистов юридического и экономического профилей по программам среднего и высшего профессионального образования.
Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга начал строить свою вертикаль непрерывного образования. Был отлицензирован большой пакет документов, и университет получил право вести подготовку по 30 специальностям среднего профессионального образования и 15 - начального. Набор на эти специальности ведется регулярно. Системный и динамичный характер развития университета, высокая квалификация профессорско-преподавательского состава, устойчивые партнёрские связи вуза с другими организациями и предприятиями позволяют надеяться на успех в реализации этого проекта. В результате Камчатка получает специалистов, в которых наиболее остро нуждаются развивающиеся отрасли её экономики.
Известно, что для побед нужно единство – союз образования, науки, власти и бизнеса. На государственном уровне такой союз укрепляется. Мы надеемся, что и в нашем крае, после прихода к власти команды губернатора Владимира Солодова, инновационное развитие Камчатского региона будет безусловно поддержано и реально обеспечено.